Слова вместо хаоса: как структура из пяти строк помогает разобраться в эмоциях
Автор: Жанна Ефременко
В современном мире, где ритм жизни не всегда позволяет прислушаться к себе, люди все чаще ищут инструменты для самопознания и психологической разгрузки. Один из таких методов — написание синквейнов — был представлен на творческом мастер-классе, который провела Ольга Алексеевна Лукашевич, практикующий психолог и педагог Службы психологической поддержки НЭТИ. Участники тренинга не только познакомились с необычной поэтической формой, но и использовали ее для глубокой внутренней работы.
От поэтического эксперимента к инструменту психологии

Тренинг начинается с небольшого экскурса в историю. Ольга Алексеевна рассказывает, что синквейн (от французского «пять») — это пятистрочная стихотворная форма, родившаяся в начале XX века в поисках нового звучания. Его создательница, американская поэтесса Аделаида Крэпси, вдохновляется японскими хокку и танка, стремясь создать сжатую, емкую форму для английского стихосложения. «Люди находятся в предвкушении какой-то новой золотой эры... Эта жажда творчества касается практически всех сфер. И, конечно, появляется и в искусстве», — характеризует эпоху психолог. Изначально литературный прием постепенно находит применение в педагогике и психологии. Его жесткая структура, как оказывается, идеально подходит для того, чтобы структурировать хаотичные мысли и чувства, помогает взглянуть на проблему под новым углом. Именно это и становится ключом к самопознанию. 

Синквейн выполняет роль своеобразного каркаса для чувств — он не дает мыслям разбегаться, помогая ухватить самую суть переживания. Психолог поясняет: «Пять строк действуют как фильтры: первая называет эмоцию, вторая описывает ее, третья показывает действие, четвертая передает личное отношение, а пятая подводит итог. Это заставляет мозг работать последовательно, переводя смутные ощущения в конкретные слова». Участники внимательно следят за рассказом, некоторые делают пометки в блокнотах, другие с интересом рассматривают примеры синквейнов, которые демонстрирует ведущая. Уже через несколько минут станет ясно, как эта методика работает на практике.
Участники осваивают технику синквейна

Суть метода оказывается простой, но удивительно глубокой, каждый выбирает сложное эмоциональное состояние и выражает его в пяти строках по определенным правилам.
  1. Одно слово (существительное) — название состояния или эмоции.
  2. Два слова (прилагательные или причастия) — описание этого состояния, можно метафорическое.
  3. Три слова (глаголы) — действия, которые человек совершает, испытывая это состояние.
  4. Четыре слова — фраза, выражающая личное отношение, чувства или впечатления от этого состояния.
  5. Одно слово (синоним) — переосмысление первой строки, выход из состояния, новый взгляд.
Чтобы проиллюстрировать технику, ведущая зачитывает несколько «синквейнов-призраков» — анонимных работ прошлых участников, посвященных депрессии. В тишине комнаты звучат сдержанные, но пронзительные строки:
Тоска
Серая, бесконечная
Давит, скрючивает, молчит
Словно в вакууме задыхаюсь
Одиночество
Апатия
Вязкая, бездонная
Ожидать, тянуться, пустеть
Ни мысли, ни чувства, ни сил
Небытие

Тишина, в которой рождаются стихи

После инструктажа зал погрузился в созерцательную тишину, прерываемую лишь шелестом бумаги. Участники погрузились в себя, пытаясь облечь свои переживания в предложенную форму. Ольга Лукашевич наблюдает за процессом, иногда подходя к тем, кто испытывает затруднения: «Помните — это ваш уникальный опыт. Не бывает правильных или неправильных синквейнов. Ценность в честности перед самим собой». Спустя отведенные 10 минут аудитория начинает делиться впечатлениями. Один за другим участники тренинга делились впечатлениями, и стало ясно: многие переживали схожие эмоции. Оказалось, что чувство растерянности и сомнений в начале работы было общим для большинства. Одна из участниц, Анастасия, призналась, что ей было действительно тяжело писать синквейн. Каждую строчку приходилось буквально выстрадать — слова не шли, мысли путались. В какой-то момент, по её словам, ей даже захотелось всё бросить. Но, как и у других, у неё нашлись силы продолжить. И результат поразил её: в пяти лаконичных строках она будто увидела свои переживания со стороны — чётко и ясно. Те чувства, которые раньше не поддавались выражению, внезапно обрели форму, сложившись в пронзительное стихотворение. Такие откровения звучали в зале не раз. У многих первый порыв отчаяния сменялся удивлением, когда из хаоса мыслей рождалась точная и глубокая формулировка их состояния. Максим, студент технической специальности, добавляет: «Никогда не думал, что стихи могут быть таким точным инструментом. Обязательно буду использовать этот метод, когда нужно разобраться в сложных переживаниях».
В углу комнаты Ольга Лукашевич мягко улыбается, наблюдая, как участники обмениваются открытиями. Ее взгляд говорит о том, что именно в такие моменты и происходит настоящая психологическая работа.  
На вопрос, о цели синквейна в психологической практике, Ольга Алексеевна отвечает: «Идеальная цель, как мне кажется, — это узнать себя и быть собой в очень хороших, тёплых отношениях. Знать свои сильные и слабые стороны и относиться к себе с пониманием, теплотой, сочувствием, радостью».

Отзывы участников становятся лучшим доказательством эффективности метода.   

Одна из участниц, Анастасия, делится своими мыслями: «Я точно буду использовать этот метод в жизни. Бывают моменты, когда накатывает столько чувств, что нужен способ их проработать. Думаю, синквейн станет для меня таким инструментом — простым и действенным».Другой участник, Алексей, добавляет: «Удивительно, как пять коротких строк помогают разложить все по полочкам. Обязательно попробую применять в сложные периоды».
Постепенно становится ясно, что сегодняшний опыт стал для многих настоящим откровением. Простой, на первый взгляд, метод, помог не только выразить сложные эмоции, но и посмотреть на них под новым углом. В этих пяти строках оказалось больше искренности и понимания, чем в долгих часах размышлений.
Made on
Tilda