Студенческая весна – символ молодости

Яна Бурмакина
Российская студенческая весна — это один из самых ярких и значимых культурных событий в жизни студенческого сообщества страны. Ежегодно тысячи подростков со всей России объединяются, чтобы продемонстрировать свои способности в таких направлениях, как «Театральное», «Концертные программы», «Танцевальное», «Вокальное», «Инструментальное», «Оригинальный жанр», «Мода», «Медиа», «Видео», «Арт», «ВИА».

В 2025 году в фестивале принимают участие 60 образовательных организаций региона, было представлено рекордное количество номеров – 985.

Студенческая весна — это не про ожесточенную борьбу и конкуренцию, а про свободу самовыражения, дружбу и открытие в себе новых творческих навыков.
Корни Студенческой весны уходят далеко в прошлое, в советские времена, когда самодеятельные коллективы были распространенным явлением.

Первое мероприятие, которое стало прообразом сегодняшней студенческой весны, состоялось в 1964 году в Москве. Изначально это была акция, посвященная дню молодежи.
Её инициаторами стали студенты различных вузов, стремившиеся организовать платформу для демонстрации своего таланта. Основная цель мероприятия заключалась в популяризации студенческого творчества и укреплении связей между разными учебными заведениями.

Студенческая весна быстро приобрела популярность, и в 1967 году была учреждена Всесоюзная студенческая весна, которая объединила подростков из разных городов.

Это стало по-настоящему народным мероприятием, где студенты могли проявить себя в разной стезе творческих объединений: пении, танцах, театральных постановках и художественной самодеятельности. Но в условиях советской системы творчество было строго контролируемым, и контент выступлений подвергался цензуре. Однако, несмотря на ограничения, студенты находили способы выразить свои эмоции и идеи.
В 1980-е годы Студенческая весна продолжала развиваться, становясь более организованной и структурированной. Появились четкие правила и критерии отбора участников, а сам фестиваль приобрел более профессиональный характер. Переломным моментом стала перестройка и распад СССР. В 1990-е годы Российская студенческая весна обрела новую свободу и независимость. Творчество больше не могли ограничивать идеологическими рамками, появилась возможность экспериментировать с форматами и жанрами.
С началом 21 века Российская студенческая весна превратилась в масштабный фестиваль, собирающий полные залы болельщиков и участников из всех регионов страны.

Сегодня это не просто конкурс талантов, а возможность найти себя, среди этой массы разных творческих направлений, обрести друзей и обменяться опытом с другими. Для каждого участника история Российской студенческой весны - это история преодоления трудностей, постоянного развития и стремления к самовыражению.

Благодаря этому фестивалю Россия получила группы «Дискотека Авария», «Мураками», российский музыкальный коллектив «Jukebox Trio». В разные годы в фестивале участвовали чемпион Высшей лиги Международного Союза КВН Вячеслав Макаров, золотой голос КВН Андрей Лобжанидзе, драматург Евгений Гришковец, певица Диана Арбенина, Дима Билан, чемпион Высшей лиги Международного Союза КВН Елена Гущина, Елена Кукарская, Корнелия Манго, Тимур Родригез, Юлия Ковальчук, Максим Галкин и многие другие, ныне популярные звезды российской сцены. Но мало кто знает, что родился это масштабный фестиваль в Самаре. Именно здесь он сделал первые шаги, зажег первые звезды и победоносно пошел по стране. Идея собрать лучших представителей российского студенчества появилась именно в Самаре в 1992 году в Самарском авиационном институте, а в 1993 году эта идея воплотилась в жизнь. На тот момент номинаций в фестивале было значительно меньше: «Эстрадное искусство», «Хореография», «Музыкально-вокальные номера», а далее появилась и «Журналистика».

Если говорить о сегодняшнем дне, то критерии оценивания, количество направлений и количество участников по всей стране изменились. Критерии стали строже с точки зрения профессионализма, но свободнее чем на советских фестивалях. Привлечение профессионалов из сферы шоу-бизнеса и культуры в жюри повышает качество выступлений студентов. Каждый год удивляет все более совершенная визуальная составляющая выступлений и все большее число ребят, стремящихся выразить свое «я» на подсвеченной софитами сцене.
Традиционно областная студенческая весна проходит в три этапа: кастинги и установочные встречи, финальные шоу по направлениям и гала-концерт.
Если рассмотреть студенческую весну в целом, то первым этапом является университетский. Этот этап – самый массовый и позволяет выявить наибольшее количество талантливых студентов. Следующим становится региональный этап, организованный региональным комитетом Российского Союза Молодежи. Здесь мы наблюдаем, как сотни талантливых студентов съезжаются со всего региона, чтобы побороться за возможность пройти на Федеральный этап, проходящий в этом году в Казани. На Федеральном этапе происходит награждение лучших творческих коллективов и исполнителей России: студенты получают специальные призы от партнеров и спонсоров, дипломы и грамоты, а также гранты, предоставленные на реализацию творческих проектов.

Студенческая весна – это несомненно яркое шоу, но за каждой блестящей декорацией и безупречной постановкой стоят месяцы кропотливой работы и самоотдачи. Подлинная история студенческой весны скрывается за кулисами, где царит постоянное движение и работа.
Василина Коробейникова, студентка, представляющая на фестивале свою коллекцию одежды под названием «Эхо», поделилась впечатлениями и эмоциями от творческого процесса, который скрыт от глаз зрителей:

— Как ты узнала о фестивале, что побудило поучаствовать?

Про фестиваль я узнала на первом-втором курсе, меня пригласили поучаствовать в хоре, я согласилась. И собственно, с тех пор каждый год участвую в студенческой весне.

В каких направлениях ты пробовала себя?

Где я только не участвовала, боюсь что-то упустить. Это было: танцевальное направление и оригинальный жанр, и вокальное направление, вокально-инструментальный ансамбль, театральное и мода, конечно же.

Чем этот год отличается от предыдущих?

Этот год отличается, наверное, продуктивностью, потому что я принимала участие в намного большем количестве номеров, чем в прошлом году; и к тому же большее количество номеров вышло на региональный этап и заняли на региональном этапе призовые места. Это был действительно сильно насыщенный и продуктивный год.

— Как команда поддерживает тебя в подготовке?

Самая большая поддержка в команде – это когда каждый участник выполняет отведенную ему роль с энтузиазмом и самоотдачей. Когда человек вкладывается в работу и делает ее до конца. Это безумно радует. Самое «здоровское», что есть. Ну и конечно же, куда деваться без моральной поддержки в команде, потому что бывают разные моменты, когда происходит какой-то упадок и очень важно чтобы люди, которые находятся с тобой в одной команде оказывали моральную поддержку.

Расскажи о своем проекте, номере?

Это довольно сложный вопрос, ведь в этом году я участвовала в большом количестве номеров. Но расскажу конкретно о том направлении, которое я ставила – мода. В этом направлении я участвую уже второй раз и второй раз мы зарабатываем места на региональном этапе студенческой весны, что не может не радовать. Это действительно очень интересное направление, в котором каждый этап требует тщательной проработки. Будь то постановка дефиле, будь то создание лукбука или работа с костюмами, то есть их пошив и создание, что конечно и является основным этапом.

Коллекция в этом году называлась «Эхо». Если говорить про визуальную концепцию, то это было обилие красных блестящих рук и светлой велюровой ткани. Если говорить про мысль, которая закладывалась в эту концепцию, то это коллекция, которая строится на символике цвета и формы, где белый цвет – это символ красоты, а красный цвет – это символ страсти, притягательности и одновременно с этим – опасности. Красные руки, которые одновременно с этим блестят и переливаются притягивают внимание, как будто окутывают эту красоту, они сверкают, манят, но в то же время душат, перекрывают воздух и висят тяжестью.

Сколько времени ты уделяешь подготовке к участию в фестивале?
Уходит практически все свободное время, особенно когда участвуешь в нескольких направлениях. Ты идешь сначала на одну репетицию, потом бежишь на вторую, когда приходишь домой ты начинаешь шить костюмы и заниматься ручным творчеством.

Как участие в студенческой весне повлияло на твое развитие как творческой личности?

Идет развитие человека не только как творческой личности, но и как личности человека в целом. Я могу сказать с точностью, что это добавляет уверенности в себе и своем результате. С каждым новым выходом на сцену ты все меньше нервничаешь, все меньше переживаешь и все больше уверен в результате, которого ты добьешься. Это получение опыта в различных сферах творческой деятельности: будь то постановка номера, написание песни или театральная деятельность.

Что для тебя значит «Российская студенческая весна»?

Студенческая весна – это про развитие и рост в качестве творческой личности. Это про продвижение своего творчества на большую аудиторию. Это про реализацию своего творческого потенциала. Это помогает показать результат твоих стараний.

— Как проходят репетиции и какие самые яркие впечатления от подготовки к фестивалю и общения с другими участниками?

На самом деле репетиции проходят по-разному. Иногда это бывает очень серьезный настрой, все сосредоточены, бывает, что грустная атмосфера витает во время репетиций. Но чаще всего время репетиций это что-то веселое и радостное. Это позитивный настрой. Это творческие активные люди, которые собрались вместе. Но не стоит думать, что если репетиции проходят весело, то это можно назвать «тусовкой», куда люди приходят просто друг с другом пообщаться – это не так. Это место репетиций, это то, куда люди приходят целенаправленно работать. Людям нравится творческая деятельность и все работают с удовольствием, не лишаясь при этом продуктивности. Если касаемо самых ярких впечатлений во время подготовки к фестивалю, то сложно выделить что-то одно. Ведь очень много классных людей участвуют в этом фестивале и с кем-то вы прям сближаетесь, становитесь хорошими знакомыми или друзьями. И каждый такой момент, когда ты взаимодействуешь с участниками студенческой весны – это яркий момент.

— Опиши концепцию своей коллекции, что тебя вдохновляет в создании одежды?

Повторюсь, коллекция называется «Эхо». Эта коллекция – о красоте, которая привлекает и манит, но оставляет след не только на окружающих, но и на самих носителях этой красоты. Это про внимание, которое окутывает человека. О взглядах, которые эта красота притягивает до тех пор, пока она в них не растворяется, пока она в них не тонет. Здесь привлекательность становится испытанием для носителя красоты.

Меня вдохновляют другие авторы и это необязательно авторы одежды. Это могут быть авторы картин, произведений, будь то книги или кино. Ты смотришь на искусство вокруг себя и невольно начинаешь задумываться о чем-то своем, сто возможно автор не вкладывал. Ты видишь в этом что-то свое, так и появляется что-то новое, своя отдельная мысль.

Именно на эту коллекцию меня вдохновила мысль, что многие из нас пытаются стремится к красоте, пытаются прикоснуться к ней, в меру своей возможности. Но только достигнув ее, человек понимает, что красота - это не только привилегия, но и некоторая ноша, тяжесть. И даже несмотря на то, что мы знаем о ноше, которую может принести красота, мы все равно к ней стремимся.
Made on
Tilda